главная страница контакты карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь

Методические рекомендации по подготовке должностных регламентов

Настоящие Методические рекомендации по подготовке должностных регламентов разработаны правовым управлением Губернатора Красноярского края и управлением кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), распоряжением Правительства Красноярского края от 14.10.2008 № 318-р, распоряжением Администрации Губернатора Красноярского края от 12.11.2008 № 140-ра.

Основным документом, определяющим структуру должностного регламента и требования к нему, является Федеральный закон № 79-ФЗ.

При разработке должностных регламентов следует максимально отойти от понятия и сути должностных инструкций, как совершенно  не соответствующего времени способа регулирования деятельности государственных гражданских служащих.

1. Структура должностного регламента

Раздел 1. Общие положения

  • Наименование государственного органа
  • Наименование должности с указанием структурного подразделения
  • Назначение (цель) должности
  • Категория должности
  • Группа должности
  • Должность непосредственного руководителя
  • Перечень подчинённых должностей
  • Наименование должности лица, осуществляющего назначение на должность, порядок назначения на должность
  • Порядок замещения должности в период отсутствия
  • Положения об использовании сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации
  • Перечень основных правовых актов, которыми государственный гражданский служащий должен руководствоваться при исполнении должностных обязанностей

Раздел 2. Квалификационные требования

  • Уровень образования и (или) направления подготовки (специальности)
  • Стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности
  • Профессиональные знания
  • Умения и навыки

Раздел 3. Должностные обязанности

Раздел 4. Права

Раздел 5. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей

Раздел 6. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

Раздел 7. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений

Раздел 8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

Раздел 9. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего

Раздел 10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа

Раздел 11. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего

2. Алгоритм формирования должностного регламента

Должностной регламент разрабатывается государственным гражданским служащим совместно с руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором учреждена должность (непосредственным руководителем), специалистом по вопросам государственной службы и кадров.

Для вакантной должности должностной регламент разрабатывается руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором учреждена должность (непосредственным руководителем), совместно со специалистом по вопросам государственной службы и кадров.

Последовательность действий при разработке должностного регламента:

  • Описание деятельности государственного гражданского служащего на данной должности (если должность не вакантна).
  • Формирование проекта должностного регламента на основе описания деятельности государственного гражданского служащего на данной должности.
  • Сведение разделов должностного регламента в единый документ, анализ его качества.
  • Утверждение должностного регламента.

ВАЖНО! Разработку проекта должностного регламента следует начинать с формирования раздела «Должностные обязанности». Содержание разделов 1, 2, 4-11 вытекает из содержания раздела «Должностные обязанности».

Перед утверждением должностных регламентов рекомендуется оценить полноту и качество проектов должностных регламентов по всем должностям в конкретном структурном подразделении государственного органа, государственном органе. При этом следует проверить, все ли должностные обязанности (функции) распределены между государственными гражданскими служащими.

3. Формирование раздела 1.

Раздел определяет целевое предназначение и место должности в государственном органе. При разработке раздела используются:

  • Закон Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3514 (в редакции Закона края от 10.07.2008 № 6-1952) «О Реестре должностей государственной гражданской службы Красноярского края» (далее – Реестр);
  • Положение о государственном органе;
  • Положение о структурном подразделении государственного органа;
  • штатное расписание государственного органа.

Наименование государственного органа указывается полное, в той форме, в которой оно приведено в Положении о государственном органе.

Наименование должности в должностном регламенте должно быть указано в соответствии с положением о структурном подразделении государственного органа и штатным расписанием государственного органа. В том случае, если должность не входит в состав структурного подразделения (например, должность помощника министра), наименование структурного подразделения не указывается.

Пункт о назначении (цели) должности указывает на роль и предназначение должности. Из этого пункта должно быть ясно, какой вклад вносит данная должность в реализацию более широких целей и задач государственного органа края.

Пример 1: соблюдение законности (для должностей в юридических подразделениях)

Пример 2: обеспечение полномочий государственного органа при реализации им кадровой политики (для должностей в подразделениях по вопросам государственной службы и кадров)

Категория и группа должности указываются в соответствии с Реестром.

При формулировании правила о порядке назначения на должность государственной гражданской службы следует руководствоваться статьёй 22 Федерального закона № 79-ФЗ. Как правило, должности государственной гражданской службы замещаются по конкурсу. Если должность замещается не по конкурсу (это возможно, например, для отдельных должностей категории «руководители»), то это следует отразить в должностном регламенте. Здесь же указывается наименование должности представителя нанимателя. Может быть закреплена возможность осуществления полномочий представителя нанимателя иным лицом, которому переданы полномочия представителя нанимателя.

При закреплении порядка замещения должности в период отсутствия государственного гражданского служащего указывается, кто замещает данную должность в период отсутствия государственного гражданского служащего или в период, когда данная должность является вакантной. Это положение может включаться в должностные регламенты для должностей руководителей структурных подразделений государственных органов и руководителей государственных органов.

В должностной регламент заместителя руководителя государственного органа может быть включено положение о временном замещении должности руководителя государственного органа в период его отсутствия.

Частью 4 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что в служебном контракте с государственным гражданским служащим может быть предусмотрено неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений. В связи с этим для всех должностей государственной гражданской службы в должностных регламентах следует предусмотреть использование служебной информации.

Если по должности государственной гражданской службы предусматривается использование сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, это положение также следует отразить в должностном регламенте.

Далее указывается перечень основных правовых актов, которыми государственный гражданский служащий должен руководствоваться при исполнении должностных обязанностей (функций).

Пример: В своей деятельности консультант отдела кадров и государственной службы управления кадров и государственной службы Губернатора края руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Законом Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3514 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Красноярского края»; и т.д.

4. Формирование раздела 2.

В разделе указываются требования, которым государственный гражданский служащий или гражданин, желающий замещать должность государственной гражданской службы, должен соответствовать. Эти требования будут учитываться при назначении на должность, при проведении аттестации и квалификационного экзамена. Закрепление квалификационных требований происходит на трёх уровнях:

  • Федеральный закон № 79-ФЗ и Закон края от 20.12.2005 № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» определяют общие требования, которым должны соответствовать все государственные гражданские служащие края.
  • Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учётом его задач и функций.
  • Должностной регламент определяет конкретные квалификационные требования, уточняет их в соответствии с должностными обязанностями (функциями).

ВАЖНО! В данном разделе не следует указывать уровень квалификации и опыта работы государственного гражданского служащего, замещающего должность в настоящее время.

Уровень образования и (или) направления подготовки (специальности)
Уровень образования устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Должностной регламент не может изменять требования к уровню образования. Направления подготовки (специальности) устанавливаются исходя из должностных обязанностей (функций). Направления подготовки (специальности) рекомендуется указывать в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию. ОК 009-2003, утверждённым постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.09.2003 № 276-ст.

Для некоторых должностей допускается возможность установления только уровня образования.

Стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности указывается в соответствии с Законом края от 20.12.2005 № 17-4314 "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края". Должностной регламент не может изменять требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) и стажу (опыту) работы по специальности.

Профессиональные знания
При составлении перечня профессиональных знаний их необходимо разделить на 2 уровня:

  • общие – знания в области системы государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, системы государственной гражданской службы, общие знания по специальности;
  • специальные – знания в той профессиональной области, которая определяется должностными обязанностями (функциями), знания административно-управленческих процессов. Например, общие знания в экономике могут дополняться специальными знаниями в области бюджетного процесса или знаниями в области макроэкономики.

Ниже приведены примеры общих и специальных профессиональных знаний, однако при разработке конкретного должностного регламента следует указать те профессиональные знания, которые важны для данной должности.

Примеры формулировки общих знаний: знание Конституции Российской Федерации; знание Устава края; знание основ государственной гражданской службы; знание приоритетов политики Губернатора края и Правительства края; знание текущих проблем в сфере государственного управления; знания в области управления персоналом.

Примеры формулировки специальных знаний:

  • знание законодательства об административных правонарушениях;
  • знание процедуры размещения заказов на поставку товаров (услуг) для государственных нужд;
  • знание бюджетного законодательства;
  • знание методики экспертизы правовых актов на коррупциогенность;
  • знание земельного законодательства;
  • знание налогового законодательства;
  • знание методик оценки персонала;
  • знание правил международной деловой культуры;
  • знание сметно-нормативной базы;
  • знание гражданско-процессуального законодательства;
  • знание трудового законодательства.

Каждый из внесённых в перечень профессиональных знаний оценивается с учётом степени проявления для должности. Возможно оценить каждый пункт по следующей шкале:

  • Высокий уровень
  • Достаточный уровень

При оценке требуемого уровня профессиональных знаний следует исходить из сложности выполняемых должностных обязанностей (функций) – чем сложнее должностные обязанности (функции), тем выше степень проявления знаний. Для должностей государственной гражданской службы «консультант» и выше (в соответствии с Реестром) рекомендуется устанавливать требование «высокий уровень», для должностей государственной гражданской службы «главный специалист» и ниже (в соответствии с Реестром) – «достаточный уровень».

Навыки и умения
Навыки и умения проявляются в виде устойчивых способов ведения профессиональной деятельности. В перечень обязательных навыков каждого государственного гражданского служащего должны входить: навыки работы на компьютере (текстовые редакторы, электронные таблицы, правовые справочные системы, почтовые системы, интернет); навыки работы с оргтехникой; навыки подготовки управленческих документов (служебных писем, правовых актов).

Примеры специальных навыков:

  • навыки работы в программном комплексе «Гранд Смета»;
  • навыки проведения собеседования при приёме на работу (службу);
  • навыки работы в программном комплексе «1С.Предприятие.Бухгалтерия
    и Кадры»;
  • навыки проведения проверок;
  • навыки разрешения конфликтных ситуаций.

Степень владения навыками также может быть дифференцирована по шкале, предложенной для оценки степени проявления профессиональных знаний.

Примеры умений:

умение планировать, организовывать и контролировать свою деятельность;
умение планировать, организовывать и контролировать деятельность других для обеспечения достижения поставленных целей;
владение приёмами межличностных отношений и мотивации подчинённых, стимулирования достижения результатов;
умение выступать публично;
умение анализировать и обобщать информацию;
умение разрабатывать инновационные решения проблем, применять новое, передовое;
умение убеждать при проведении дискуссий;
умение вести деловые переговоры;
умение продуктивно действовать в напряжённых условиях;
умение организовать взаимодействие с другими государственными органами, муниципальными образованиями, государственными и муниципальными служащими, организациями, гражданами;
умение подчинять тактические цели стратегическим;
умение оперативно принимать и реализовать решения;
умение управлять проектами.

ВАЖНО! Здесь приведён открытый перечень профессиональных знаний, умений и навыков. Составленный перечень профессиональных знаний, умений и навыков следует оценить на предмет их соответствия должностным обязанностям (функциям) по должности, для которой составляется должностной регламент.

ВАЖНО! Раздел «Квалификационные требования» лучше формулировать после того, как будет сформулирован раздел «Должностные обязанности», поскольку именно из обязанностей вытекают требования по должности.

5. Формирование раздела 3.

Раздел является наиболее важным разделом должностного регламента. Именно из него будут вытекать и квалификационные требования, и показатели результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности.

До формирования раздела нужно ответить на вопрос: следует ли описывать должностные обязанности (функции), реально выполняемые государственным гражданским служащим, но не включённые в Положение о структурном подразделении государственного органа и (или) государственном органе?

В отдельных случаях возможны следующие ситуации:

  • Вероятно, осуществляемая государственным гражданским служащим деятельность необходима, законна и фактически выполняется, но она не нашла отражения в Положении о структурном подразделении государственного органа. В таком случае в должностном регламенте желательно описать эту деятельность, фактически осуществляемую государственным гражданским служащим. При необходимости следует внести уполномоченному лицу предложения о корректировке Положения о структурном подразделении государственного органа и (или) государственном органе.
  • Должностные обязанности (функции), реально выполняются государственным гражданским служащим, но не направлены на достижение задач структурного подразделения государственного органа и (или) государственного органа, и не соответствуют закону. Вероятно, в этом случае либо существует пробел в правовом регулировании, либо реально выполняемая деятельность противоречит закону. В случае выявления пробела в правовом регулировании следует предложить уполномоченному лицу его восполнить.
    В случае выявления противоречия закону следует отказаться от выполнения такой деятельности.

Должностные обязанности в разделе желательно сгруппировать как функциональные обязанности (направления деятельности).
Описание должностных обязанностей (функций) должно включать содержание работ в рамках данного действия.

Типичная конструкция описания должностной обязанности (функции) выглядит следующим образом: Содержание действия (глагол или отглагольное существительное) с указанием результата.

Пример 1: Подготовка проектов законов края и иных нормативных правовых актов края по регулированию государственной гражданской службы края.

Пример 2: Рассмотрение обращений граждан и подготовка проектов ответов на обращения.

ВАЖНО! В разделе «Должностные обязанности» не следует цитировать положения законодательства, устанавливающие обязанности всех государственных гражданских служащих, как то: обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и т.п.

6. Формирование раздела 4.

В разделе следует отразить те права, которые предоставляются государственному гражданскому служащему для выполнения должностных обязанностей (функций), но не его права как государственного гражданского служащего. Здесь важно разделять права гражданина, которые он имеет как государственный гражданский служащий, и права, которые связаны с его профессиональной служебной деятельностью. К первым относится, например, право на получение ежегодного отпуска. Этот тип прав закрепляется в служебном контракте.

ВАЖНО! Должностной регламент должен содержать права, непосредственно связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Пример 1: Получать доступ к информационным системам «КонсультантПлюс», «Гарант», «LotusNotes».

Пример 2: Получать доступ к системе «1С. Зарплата и Управление персоналом».

Пример 3: При наличии установленных законом оснований выбирать меру административного наказания за совершение административного правонарушения.

7. Формирование раздела 5.

В разделе следует указать, при невыполнении или ненадлежащем выполнении каких обязанностей наступает установленная законом дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего.

Пример 1: Систематическое нарушение без уважительных причин сроков выполнения должностных обязанностей.

Пример 2: Низкое качество подготовки проектов нормативных и (или) индивидуальных правовых актов.

Пример 3: Низкое качество подготовки проектов ответов на обращения граждан организаций.

ВАЖНО! Выше приведены типичные примеры дисциплинарных проступков, которые влекут применение дисциплинарных взысканий. Перечень составов дисциплинарных проступков, сформулированный в данном разделе должностного регламента, не должен являться закрытым.

8. Формирование раздела 6.

Под управленческим и иным решением имеется в виду как влекущие правовые последствия действие, решение, акт, принимаемые служащим самостоятельно, так и принимаемые служащим самостоятельно действие, решение, акт, не влекущие правовых последствий.

Влекущим правовые последствия действием, решением, актом считаются такие действия, решения, акты, которые влекут за собой возникновение, изменение, прекращение субъективных прав и обязанностей.

Пример 1: Принимает решение о приёме от государственных гражданских служащих заявлений о предоставлении отпуска.

Пример 2: Принимает решение о способе правовой защиты и выборе линии поведения в судебном процессе.

Пример 3: Выдаёт справку, подтверждающую приём документов, представленных гражданином для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Пример 4: Вносит сведения о муниципальном правовом акте в регистр муниципальных правовых актов.

Пример 5: Составляет протокол об административном правонарушении.

9. Формирование раздела 7.

В разделе формируется перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов, проектов управленческих и иных решений.

Указанный раздел непосредственным образом связан с разделом «Должностные обязанности».

Пример 1. Подготовка проектов правовых актов государственного органа о направлении государственных гражданских служащих государственного органа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку.

Пример 2. Подготовка проекта письменного заключения по итогам служебной проверки.

10. Формирование раздела 8.

В разделе определяются сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений. Указанный раздел непосредственно связан с разделом «Должностные обязанности».

В идеальной ситуации сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности определяются административным регламентом государственного органа.

До утверждения административного регламента государственного органа возможно руководствоваться Инструкцией по делопроизводству в государственном органе, иными правовыми актами, регламентирующими сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, согласования и принятия проектов решений.

Если не существует нормативно установленных сроков подготовки, рассмотрения, согласования и принятия проектов решений, желательно, чтобы такие сроки были определены для каждой должностной обязанности (функции) в должностном регламенте. В разделе рекомендуется для каждой должностной обязанности (функции) отразить:

  • инициирующее событие;
  • действия, сроки их осуществления и результат;
  • критерии выбора решения о результате – при наличии альтернативы.

Инициирующее событие, критерии выбора решения о результате могут не указываться.

Пример 1: При непосредственном обращении гражданина принимает у него заявление о назначении пенсии за выслугу лет, иные документы, представленные гражданином; в течение 10 дней готовит проект правового акта о назначении гражданину пенсии за выслугу лет, осуществляет его согласование и представляет на подпись либо готовит и подписывает заключение об отсутствии правовых и (или) фактических оснований для назначения пенсии за выслугу лет.

Пример 2: При непосредственном обращении государственного гражданского служащего принимает у него заявление о предоставлении отпуска, в течение одного служебного дня готовит проект правового акта о предоставлении отпуска, осуществляет его согласование и представляет на подпись либо готовит и подписывает заключение об отсутствии правовых и (или) фактических оснований для предоставления государственному гражданскому служащему отпуска.

Пример 3: При непосредственном обращении гражданина в течение 20 минут принимает у него заявление об участии в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы края и иные документы, представленные гражданином, отвечает на вопросы гражданина, готовит, подписывает и вручает гражданину один экземпляр перечня документов, представленных гражданином.

Пример 4: В течение половины от установленного законом срока для рассмотрения обращения (со дня регистрации обращения) готовит проект ответа на обращение гражданина или организации и представляет для подписания непосредственному руководителю.

11. Формирование раздела 9.

В разделе описывается порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, выборными должностными лицами местного самоуправления, муниципальными служащими, гражданами и организациями.

Следует указывать взаимодействие государственного гражданского служащего с государственными гражданскими служащими других структурных подразделений того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, выборными должностными лицами местного самоуправления, муниципальными служащими, гражданами и организациями, а также взаимодействие с соисполнителями поручений.

Содержание раздела основано на должностных обязанностях, указанных в разделе «Должностные обязанности». Раздел может быть представлен в виде следующей таблицы (приводится в качестве примера):


Вид должностной обязанности

С кем взаимодействует (сторона взаимодействия)

В чём выражается взаимодействие (вид взаимодействия)

Предварительная экспертиза проекта объявления государственного органа об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы на предмет соответствия содержания объявления действующего законодательству о государственной гражданской службе, Положению о государственном органе

Разработчик - государственный гражданский служащий подразделения по вопросам государственной службы и кадров государственного органа

  • Внесение замечаний и предложений разработчику
  • Обсуждение (уточнение) спорных вопросов
  • Доработка проекта объявления

Подготовка проекта правового акта

Государственный гражданский служащий правового управления Губернатора края

  • Получение визы согласования
  • Доработка проекта правового акта

Государственный гражданский служащий, ответственный за представление проекта правового акта на подпись должностному лицу

  • Передача проекта на бумажном и электронном носителе
  • Устранение лингвистических ошибок

12. Формирование раздела 10.

В разделе должен быть установлен в соответствии с Положением о государственном органе, административным регламентом государственного органа перечень государственных услуг гражданам и организациям, в оказании которых непосредственно участвует государственный гражданский служащий.

ВАЖНО! Отсутствие административного регламента государственного органа не должно являться препятствием для определения такого перечня в должностном регламенте.

Под оказанием государственных услуг предлагается понимать предоставление непосредственно государственным органом безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях (сферах) государственного управления, установленных федеральными законами, законами края.

ВАЖНО! Такие распространённые действия, как консультирование государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, организаций не являются оказанием государственной услуги.

Следует иметь в виду, что для должностей, не осуществляющих непосредственно оказание государственных услуг гражданам и организациям, данный раздел может не формироваться. Как правило, государственные услуги не оказываются структурными подразделениями государственного органа, выполняющими обеспечительные функции.

13. Формирование раздела 11.

Раздел должен содержать показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

ВАЖНО! Перед разработчиком должностного регламента стоит сложная задача поиска именно тех показателей эффективности и результативности, которые характеризуют эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего (но не эффективность и результативность отрасли, не эффективность и результативность государственного органа).

Избежать включения в должностной регламент «чужих» показателей, то есть показателей состояния отрасли или показателей государственного органа, поможет методологический приём разработки показателей под конкретную должностную обязанность (функцию), выполняемую государственным гражданским служащим.

Так, например, для должностной обязанности (функции), приведённой в качестве примера на стр.9: Подготовка проектов законов края и иных нормативных правовых актов края по регулированию государственной гражданской службы края. показателями результативности и эффективности могут быть:

Пример 1: Количество подготовленных в течение года проектов законов края и иных нормативных правовых актов края по регулированию государственной гражданской службы края

Пример 2: Количество подготовленных проектов законов края и иных нормативных правовых актов края по регулированию государственной гражданской службы края в течение года, в отношении которых не было высказано существенных (не технических) замечаний при проведении правовой экспертизы

Показатели могут быть:

1) количественные, например: количество подготовленных документов;
объём подготовленных документов;
количество граждан (организаций), которым предоставлена государственная услуга

2) качественные, например: доля прошедших экспертизу с положительной оценкой документов, подготовленных государственным гражданским служащим, в общем количестве подготовленных им документов, прошедших экспертизу;
доля граждан (организаций), давших положительную оценку деятельности государственного гражданского служащего, в общем количестве оценивающих граждан (организаций)

3) своевременности, например: доля подготовленных в срок документов в общем количестве подготовленных государственным гражданским служащим документов.

Для удобства показатели результативности и эффективности могут быть представлены в должностном регламенте в виде таблицы (приводится в качестве примера):

Должностная обязанность (функция)

Виды показателей эффективности и результативности

Примеры показателей результативности и эффективности

Разработка проекта прогноза социально-экономического развития края

Качество

Процент погрешности прогноза

Количество возвратов проекта прогноза на существенную доработку

Количество показателей, которые были учтены при разработке прогноза

Количество

Объём проекта документа

Своевременность

Представление окончательного варианта прогноза непосредственному руководителю не позднее, чем за 2 рабочих дня до истечения установленного срока

Экспертиза проектов правовых актов

Качество

Доля проектов экспертных заключений, к которым отсутствуют серьёзные замечания непосредственного руководителя, в общем количестве экспертных заключений

Доля признанных судом незаконными правовых актов, по проектам которых выполнена правовая экспертиза, если к этим актам не было подготовлено замечаний, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза

Доля неподготовленных государственным гражданским служащим экспертных заключений, которые он должен был подготовить, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза

Количество

Количество проектов правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза в течение определённого периода

Своевременность

Доля проектов правовых актов, по которым правовая экспертиза выполнена в установленные сроки, в общем количестве правовых актов, в отношении которых проведена экспертиза

При поиске показателей результативности и эффективности следует иметь в виду следующее.

  • показатели должны иметь определённое содержание и количественное выражение;
  • в некоторых случаях рекомендуется использовать набор показателей результативности и эффективности, поскольку использование одного показателя может искажать общую информацию;
  • на состояние объекта управления, подведомственной отрасли влияют не только государственные органы. Существует большое количество иных факторов влияния, порождающих как положительные, так и отрицательные эффекты. Поэтому результат и эффект могут быть достигнуты без каких-либо усилий со стороны самого государственного органа, или, напротив, достижение результата и эффекта может быть обеспечено только при предупреждении или нейтрализации внешнего влияния. Формулировка показателя должна отражать связь между действиями государственного гражданского служащего и изменением состояния объекта управления, то есть показатель должен быть определён таким образом, чтобы предметом оценки был именно результат деятельности государственного гражданского служащего, а не состояние сферы воздействия в целом;
  • количество показателей должно быть необходимым и достаточным для оценки деятельности государственного гражданского служащего, избыточное количество показателей может привести к дискредитации идеи оценки деятельности государственного гражданского служащего.

14. Форма утверждения должностного регламента.

Федеральным законом № 79-ФЗ установлено, что должностной регламент утверждает представитель нанимателя. Должностной регламент утверждается грифом «УТВЕРЖДАЮ» в правом верхнем углу должностного регламента.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ должностной регламент отнесён к существенным условиям служебного контракта. Поскольку служебный контракт приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, должностной регламент также должен быть включён в состав личного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа. При последующей разработке административного регламента государственного органа необходимо будет учитывать положения всех должностных регламентов.

Для консультаций по поводу применения настоящих методических рекомендаций возможно направлять возникшие вопросы по электронной почте personnel@krskstate.ru.

Дата публикации: 04.12.2008

Приложения

Методические рекомендации по подготовке должностных регламентов (203KB)
Стандарт направлений образования (659KB)
Методические рекомендации по разработке должностных регламентов, разработанные аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СФО (1432KB)
 

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110.

Размещение информации на портале:
телефоны:
+ 7 (391) 249-30-88, 211-10-78, 249-35-21

Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров
Президентская программа подготовки управленческих кадров
Сибирский федеральный округ
Институт муниципального развития
Единый краевой портал "Красноярский край"